География, история, астрономия.
Мировой Океан окружает единственный известный жителям материк планеты Эрд, и эпоха Великих Морских путешествий для этого мира еще не пришла, а может быть, и не придет.
В храмовых легендах Илларианской Империи, в изустных сказаниях айнстайнских бардов и виченских сказителей, в мифах Доминеса и Султаната передается память о событии древности, известном как Белое Безмолвие.
По всему ясно, что примерно десять тысяч лет назад на Эрде было адски холодно, и люди спасались под землей, очень близко к адским глубинам. Затем - каждая из мифологий мира описывает это по-своему, - климат улучшился, люди вышли на поверхность и расселились по Верхнему Миру или миру двух солнц.
Такова древнейших история. Она не дает объяснений, она мифологична.
Два светила на небе были "всегда", хотя по некоторым мифам известно, что до Белого Безмолвия светило было одно. Меньшее и большее солнца, Айн и Кесем, кружат друг возле друга в вечном танце, а звездочеты пытаются постичь фигуры их пляски.
Политическая картина мира.
Два государства-гиганта пару столетий назад подмяли под себя малые племена и суверенные владения на западе и на юго-востоке мира: Иллария или Илларианская Империя, возглавляемая Богом-Императором, - и Дзеффирин, или Дзеффиринский Султанат, со странной для западного ума почти хаотичной формой правления, когда при наличии султана или падишаха, властью, соизмеримой с султанской, обладает его Главный Визирь, а Диван творит законы и вершит дела, казалось бы, не озираясь ни на того, ни на другого. Кочевые племена время от времени причиняют беспокойство Султанату, но вместе с тем, именно дзеффиринская армия и флот способны конкурировать с вымуштрованными войсками Империи.
Нет, понять это совершенно невозможно. Запад есть запад, восток есть восток.
Сейчас между двумя гигантами уже около двухсот лет стоит мир, нарушаемый лишь стычками у островов в Срединном море, за которые спорят все, кроме живущих на них козопасов.
На дипломатическом поприще маневрируют между двумя гигантами южное королевство Доминес, восточная Виченская Рада и северный Айнстайн, не так давно вкусивший от благ цивилизованной резни и теперь стремящийся подогнать свои традиционные братоубийства под конституционную базу единого правления.
Доминес - наследственная монархия; Виченце - союз загадочных восточных государств, отделенных от Империи Великим Хребтом; Айнстайн - колеблется между централизованным правлением и традиционными племенными союзами и враждой.
Время от времени айнстайнские пираты нападают на побережья соседей, а Виченце и Дзеффирин покусывают стаи кочевых волков, степных - на востоке Виченце, горных - на юге Дзеффирина. Вот и все, что можно вкратце сказать о международном положении в мире Эрды.
***
Языки
Есть несколько международных языков - илларианский (язык политиков), дзеффиринский (язык поэзии), доминесский (язык науки). Торговцам все же необходимо знать хотя бы самые расхожие языки из диалектов Айнстайна и Виченце, а дзеффиринцам приходится владеть еще парой-тройкой наречий племен родственников своих дядьев, тестей, свекров и прочих сородичей.
Религии и культы
Империя, Доминес и Султанат исповедуют монотеизм в разных формах.
Империя поклоняется Богу-Императору, как воплощению того единого божества, который вывел всех людей из Тьмы Преисподней.
Доминес исповедуют веру в веселого и агрессивного Светлого бога, требующего доблести и боевой славы от мужчин, любви и заботы о домашнем очаге - от женщин; символически повторяя подвиг своего бога, поборовшего Злое начало в образе Быка из Пещи Пылающей, молодые парни и девушки Доминеса участвуют на ежегодных фиестах в тавромахии: девушки танцуют с быками, проворно оплетая им рога лентами и насаживая на острия розетки из цветов; юноши убивают специально выращенных быков особо агрессивной породы на аренах корриды.
Султанат поклоняется Безымянному богу Всего с долей фатализма и верой в предначертание. Здесь особенно много возможных грехов и правил, а поэтому любой человек по определению грешен, и на факт греха смотрят снисходительно, если в течение предписанного месяца перед наступлением весны и дзеффиринскрго Нового года верующий делает щедрые подношения Храмам Безымянного и усиленно кается за весь минувший год оптом.
Политеизм Айнстайна и Виченцы во многом связан с культами местной природы и явлений. Во главе пантеона Айнстайна стоит суровый бог-громовержец, чей гнев способен обрушить с небес молнии, ливни, шторма и град; препятствует ему в периоды безумства прекрасная богиня юности и любви, временами устраивающая супругу скандалы и побивающая его его же боевым молотом.
В пантеоне Виченцы тоже есть громовержец, но лишь на позиции супруга Богини Плодородия. Эта дама, с характерными признаками богини-матери, крепко держит мужа в кулаке, почему он и отрывается как может в межсезонья, когда у жены находятся дела, отвлекающие ее внимание. Изобилие внебрачного божественного потомства - характерная черта Виченцы, многие благородные роды считают себя потомками пьяных богов.
Интересно, что в обоих пантеонах присутствует также божество, отмеченное золотыми узорами по телу. В Айнстайне это - лукавый и изворотливый бог огня и зимних ветров, не внушающий доверия трикстер. В Виченце янтарными знаками отмечен бог мудрости, подаривший людям земледелие, письменность - и опять же, огонь.
Людей же, отмеченных сходными знаками, не слишком любят в обоих регионах: на севере - как потомков или свиту бога-лжеца, а на востоке - как злостных профанаторов, чья низменная натура выразилась в стремлении уподобиться божеству внешне, но не внутри. И там, и там меченых ждет судьба разной степени незавидная.